Липицианы. Аня говорит, что липицианы намного более приближены к современным теплокровным породам, чем иберийцы. У липицианов крепкая спина, они очень долго остаются трудоспособными и очень долго живут. А вот, например, фризы напротив слабые лошади, поэтому на них никогда не стоит делать по 20 минут рыси (как в спортивной работе). Эти лошади быстро утомляются, и для них хороши очень частые переходы.
Латеральная работа помогает лошади открываться и закрываться, делая шаг длиннее. Ещё в этот раз я узнала новый термин и новое упражнение – паса. Это резкий разворот на 180 градусов на контргалопе вдоль стены. Хорошее упражнение на мобильность и управляемость. Я обязательно выложу кусочек видео с ним.
Аня подсказала один из множества способов распознать, какая сторона у лошади зажата. Оказывается галоп с зажатой стороны будет всегда легче. На галопе сторона, в которую лошадь согнута от природа, будет тяжелее.
Аня показывала в виде презентации общение с Оле на кордео. Он делал все те же элементы безо всего. Оле вроде как уже Анина лошадь.
«Кордео – не способ тренировать лошадь. Но, если лошадь хорошо подготовлена, и у вас с ней хорошие отношения, вполне можно и развлечься».
Также мы присутствовали на Анином уроке с несколькими лошадьми и их владельцами.
«Если делаете совмещённый урок для нескольких лошадей, подбирайте лошадей с одинаковыми проблемами, потому как упражнения, полезные одной лошади, могут вполне навредить другой».
На самом деле это поразительно, насколько легко и чётко Аня подбирает для каждой лошади свой комплекс упражнений и свою индивидуальную работу. Она абсолютно точно видит малейшие проблемы лошади и тут же имеет план, как их разрешить. Это подход не только к телу лошади, но и к лошадиному характеру, учитывая её прошлую жизнь, прошлый опыт и условия содержания. С несколькими лошадьми Аня жертвует прогрессом в занятиях для того, чтобы восстановить их психику. Она пытается раскрыть их индивидуальность, сделать работу для лошади приятной, занимательной и интересной. Лошади уходят из манежа гордые собой и сделанным. Они очень замотивированы на занятия и вкусностями, и постоянной похвалой. Каждый следующий раз они стараются сделать лучше предыдущего, этому факту я поражаюсь вот уже второй год.
98% спортивных лошадей и лошадей, что приезжают к Ане, - за поводом. На таких лошадей ни в коем случае нельзя одевать мундштук. «Зачастую люди принимают за лёгкость, если лошадь играет с трензелем и округляет шею. Это wrong lightness».
Behind the aids always means the horse doesn’t work with the back.
Teхники Ани Беран:
Голос, спокойствие, еда, повторения, много времени. Латеральная работа, чтобы расслабить лошади и выпрямить её.
“You must try to give a horse no chance to make a mistake”
Для разогрева и разминки лошади Аня Беран использует движение by side on a circle. Уступка шенкелю по вольту. При любом натяжении лошадью повода – сразу осаживают, медленно и мягко. Чем медленней движения лошади, тем больше она вовлечена в процесс. Большинство спортивных лошадей убегают от ноги. Всадник прижимает ногу, и лошадь стартует или бежит резвой рысью, и всадник счастлив. Не стоит этому радоваться.
«После хорошо выполненного упражнения иногда нужно немедленно слезть с лошади и закончить занятие. Особенно это подходит для очень нервных лошадей».
В один из дней Вера продемонстрировала нам работу на вожжах. На вожжах можно работать только уже очень хорошо подготовленную под седлом лошадь, считает Аня Беран. Также лошадь должна быть небольшой по размеру и желательно, чтобы не била задом
Аня считает, что double lounge, лонжа Пессоа, вожжи и прочие средства из этой оперы не хороши для подготовки лошади. Очень много людей хотят попробовать новые пути, но совершенно не имеют понятия, как это делать. В итоге, как обычно, страдают лошади.
“We have to do things nice, light and in balance. Even if you don’t do the High School”
Я спросила у Ани о таких элементах, как балансэ, тер-а-тер. Она ответила, что то, что называют балансэ – это чистый цирк и не является высшей школой. Кроме того, это губительно для лошадиной спины. Ставится балансэ очень просто из пиаффе. На пиаффе начинаете раскачивать лошадь из стороны в сторону. Но она советовала так не делать, если дорого лошадиное здоровье.
Что касается тер-а-тера, то это упражнение Аня одобрила, с некоторыми лошадьми она его практикует для укрепления спины. В основном, с лошадьми, которые уже поставлены на леваду.
Для дамского седла лошадь сначала готовят на вожжах, это уже кардинально другая работа.
При исполнении пируэтов на галопе ни в коем случае нельзя переставлять лошадь руками, как это делается в спортивной выездке. Аню её учитель учил делать пируэты вообще без повода, только смещением равновесия. Теперь этому же учит своих учениц и Аня.
«Проблема спорта в том, что теперь там культивируются совершенно искусственные движения, которые быстро разрушают лошадь. И люди, которые мелькают в топ-списках и выигрывают, абсолютно ничего не собираются менять. То, что в спорте выдают за пиаффе и пассаж, на самом деле этим не являются. Равно, как и прибавленная рысь».
Соревнования по спортивной выездке Аня Беран давно не смотрит. У неё нет ни времени, ни желания. Ещё она говорит, что, смотря на такие вещи, подсознательно всё равно что-то откладывается, и вполне возможно, что непроизвольно во время работы со своей лошадью вы будете повторять то, что видели где-то на соревнованиях.
В последнее время к Ане приезжает всё больше спортсменов из разных стран. Аня говорит, что очень много людей, искренне любящих лошадей, стали бросать спорт, видя тупиковое развитие в том направлении. Люди, работающие на ведущих спортивных конюшнях, стали уходить и предпочитают работать с частниками и невзрачными лошадками в каких-то деревушках, но больше не видеть жестоких способов тренинга спортивных лошадей.
Аня рассказала, что недавно к ней приехала девушка из Голландии, она работала на крайне закрытой конюшне олимпийской чемпионки. Аня не называет ни имён, ни фамилий, конечно. Так вот девушка эта рассказала, что на этой звёздной конюшне существует отдельная оригинальная должность. Должность человека заключается в том, что после каждой тренировки он вытирает кровь со стен манежа. Так ставят там на пиаффе и пассаж. Когда у меня на такое заявление выпали глаза и челюсть, Аня сказала: «Я не знаю, может, они все врут, но таких историй у меня предостаточно от людей, которые привозят своих лошадей ко мне или просто приезжают на мастер-классы. Спорт очень жесток, причём безосновательно и несправедливо жесток по отношению к лошадям».
Я приехала домой с каким-то знаниями, с каким-то опытом. Очень хочется претворять это в жизнь, я начала по-другому заниматься с лошадьми. Но проблема моя никуда не делась – мне некому помочь. И теперь, всякий раз пытаясь что-то попросить от лошади, я вспоминаю слова Ани: «Одному так выездить лошадь практически невозможно. Обязательно нужен помощник». Но почему-то никто из тех, кто работает со мной, не хочет ничему учиться. Все уверены, что у них были лучшие и единственно правильные школы и учителя, и что они уже достаточно состоялись профессионально. Спорить ни с кем я больше не хочу. Тем более, что всё равно в глазах спортсменов я остаюсь никем и ничем, даже в глазах тех, кому дала работу у себя на конюшне. Нет, конечно, если я попрошу нашего тренера мне помочь, она не откажет. И даже будет молча выполнять то, что я скажу. Но выражение лица и глаз никуда не деть, а выражать они будут: «Ну-ну, давай играйся. Чем бы руководство не тешилось…» Я не хочу так. Когда я только вернулась из Германии, я никому ничего не рассказывала у себя на конюшне, но стали спрашивать сами. Я рассказала, как можно менее эмоционально. Ответом было недоверие в глазах и фразы: «Так не бывает» , «Фигня», «Мы работаем также». После этого, честно говоря, у меня пропало всякое желание что-либо рассказывать ещё и что-либо показывать в виде видео и упражнений.
Со своими лошадьми я стараюсь заниматься где-то, чтобы никто не видел. Понимаю, что пока выгляжу с ними тупо и смешно. И, наверное, совершаю какие-то непонятные действа, что укрепляют мой статус «прибахнутого директора», девочки со странностями. Мол, вон люди-то годами учились у знаменитых в Союзе мастеров, а тут какая-то мелкая выскочка…
В общем, мне очень нужен помощник. Лёгкий всадник, без амбиций, готовый вместе со мной и моими лошадьми учиться чему-то новому. Пока я снова занимаюсь с конями только с земли, но даже здесь мне нужна помощь. Верхом езжу в поля на пошагать и сменить обстановку. По состоянию здоровья мне несколько месяцев нельзя много ездить верхом, и это тоже усугубляет положение. Я могу подсаживаться на 2-3 лошадей по 10-15 минут в день. Но мне снова нужен кто-то с земли.
Ане Беран тоже очень сложно найти людей, которым она могла бы и хотела передать свои знания. Нужны умные, думающие, образованные люди. А таких, к сожалению, очень мало, особенно в конном мире.
Я, наверное, слишком много хочу, как обычно. Но я никогда не могла спокойно смотреть на спортивную выездку, даже когда была махровым чайником, всегда не покидало ощущение дискомфорта, впечатления, что что-то не так, некрасиво, неестественно. Потом, когда стала уже что-то понимать, практически перестала смотреть на спорт вообще. А уж на то, что называют «спортом» и «выездкой» в Одессе – и подавно. С моей точки зрения это просто какое-то уродство, хотя в других городах я видела не намного лучше. В прошлом году в Германии я впервые вживую увидела то, что приятно моему глазу и близко восприятию: место, людей, лошадей, методики тренинга. После увиденного удовлетвориться тем, что есть, и культивируется у нас, - просто выше моих сил. Я не смогу. Илюди, которые приезжают к Ане, тоже не смогут, совершенно точно. Одна девушка из Англии мне сказала: «Такое счастье, что Аня стала делать эти международные семинары. В своей стране мы белые вороны в конном мире, я приезжаю сюда, чтобы убедиться воочию, что иной путь существует. Это как глоток свежего воздуха».
Да, теперь появились новые цели и мечты – поехать к Ане Беран с двумя своими лошадьми на пару месяцев, попробовать махонькими шагами создавать другую школу здесь, организовывать семинары. Но для всего этого опять же нужны люди, вряд ли я смогу сама. Хотя это всё слишком далеко вперёд, я ведь уже начала сама, а там, может, кто-то стоящий из людей и подтянется.
Я снова приглашала Аню Беран приехать на двухдневный мастер-класс. Поскольку я осталась на 2 дня дольше после окончания семинара, у меня было достаточно времени пообщаться с Аней в неформальной обстановке. Беран снова обещала приехать, но не в этом году. Её графики, конечно, поражают, они расписаны почти на год вперёд по мероприятиям.
В общем, поживём увидим. Уезжала я в каком-то очень пришибленном, тихом и задумчивом состоянии, попрощалась с девочками-ученицами, прошлась по ферме, пошла прощаться с хозяйкой. Аня Беран пожала мне руку, обещала всяческую помощь, если буду ей писать о проблемах и трудностях с лошадьми, и на прощание сказала: “Don’t loose your Way, Vlada. Don’t loose your Way”…
Знать бы ещё, каков он, этот мой Way…