Автор Тема: Классическая выездка. Истинное искусство верховой езды.  (Прочитано 29790 раз)

Оффлайн Сэйва

Создаю эту  тему по просьбе хозяйки форума. Татьяны.
Сразу хочу предупредить. Ни с кем ни о чём спорить я не собираюсь и не буду. Цель этой темы - показать альтернативу спортивной подготовки лошади, дать понять людям, что есть иные пути.
Я пока просто выложу свои отчёты о посещении Ани Беран, Мастера классической выездки, последовательницы Португальской Классической Школы. К Ане я езжу третий год на международные семинары по классике. и. честно говоря, мне хочется возвращаться снова и снова, потому что лучшего всадника, тренера и учителя я в своей жизни пока не встречала.
Я буду делиться информацией. Если у кого-то возникнут вопросы, спрашивайте. С удовольствием отвечу.

Оффлайн Сэйва

              Аня Беран 2012.
Я вернулась. Два дня спала и приходила в себя, теперь вроде могу писАть. Я, действительно, снова overloaded with the information, но в этот раз всё-таки гораздо лучше, чем в прошлом году.
В прошлом году я сидела с открытым ртом, выпавшими глазами и взрывом мозга. У меня не было ни времени, ни сил, ни желания с кем-либо знакомиться. Я только смотрела, смотрела и смотрела. Прошлый раз лишь на 4-й день семинара я стала понимать, что происходит на манеже и зачем это делается, стала видеть отличия и принципиальные разницы в работе лошадей.
В этот раз я смотрела на происходящее уже без щенячьего восторга, вполне здравомысляще, с восхищением и большим уважением. Но с первых минут начала семинара мне удалось начать учиться и поглощать всё-таки знания, а не мироощущение, что так вообще бывает. В этом году я познакомилась со множеством интересных и думающих людей из разных стран. Было 33 человека. В прошлом году было 24 человека. Думаю, в следующем году народу тоже прибавится. В основном приезжают коневладельцы, ищущие других путей со своими лошадьми, коневладельцы, уставшие от спорта, жестокости и вечной тревоги за своих любимцев.

Отчёты мои теперь не будут столь эмоциональны, также не обещаю писать прямо обо всём очень подробно, как я стремилась сделать в прошлом году. Муссирование моего дневника и в частности Ани Беран на проконях и в других местах мне было крайне неприятно.
Я исписала две тетради и сняла 10 часов видео. Это практически весь семинар. Также есть записи с прошлого семинара, 17 дисков, оформленные в виде обучающего пособия. И к весне будет 18 дисков с этого семинара, также в виде обучающего пособия. Стоимость записей семинара 2011 г - 230 евро, записей семинара 2012 г - 300 евро. Это сделали другие участники семинара. Также в октябре выходит новый диск Ани Беран, а весной - её новая книга.

В этом году нам было представлено 35 лошадей для демонстрации. Аня очень подробно рассказывала и показывала работу с молодой лошадью, обучение латеральным, пошагово - пиаффе, пассаж, менку ног, пируэты, ИШ и ИР, леваду. Всё это есть на видео. Также нам предоставили возможность пообщаться с голландским лошадиным физиотерапевтом и поприсутствовать на массаже. В последний день была краткая лекция "Поговорим о посадке". Идеал посадки классиков принципиально отличается от идеальной спортивной посадки, об этом я напишу отдельно.

Наверное, в некоторых вещах я буду повторяться с прошлого года, что-то будет новым. Уверена, что спортсмены и люди, приближённые туда, прочитав это, будут снова крутить пальцем у виска, пожимать плечами и утверждать, что они все работают точно также. Но своим глазам, мозгам и ощущениям я доверяю гораздо больше, чем чьим-либо утверждениям. Да и всё равно мне теперь, кто и что будет говорить. Доказывать ничего никому не собираюсь. Будут вопросы, спрашивайте. Постараюсь ответить в меру знаний.

Итак, Германия обдала меня прохладой и дождями. После знойной Одессы это было приятное и нужное разнообразие. Перелёты в ту сторону я перенесла более-менее нормально, по крайней мере, больше не плакала и не пела песни в самолёте (я очень боюсь летать). В Мюнхенском аэропорту меня встретили Наташа consigliori и Инес Вендлер, немка, с которой мы забронировали квартиру заблаговременно до семинара. Потом мы нашли Татьяну из Киева. С Наташей я попрощалась до среды, а с Инес, её парнем Олли и Татьяной мы упаковались в зелёный опель и тронулись в путь, в Кроттенхил, где нам предстояло обитать следующие 6,5 дней. Благодаря Инес, с проживанием мне очень повезло, во-первых вышло совсем недорого, а во-вторых, домик находился в 10 минутах пешком от фермы Ани Беран.
Семинар начался утром на следующий день. Шесть человек из всей приехавшей толпы оказались мне знакомыми по прошлому году. Вообще мы все быстро перезнакомились, в этот раз группа была очень сплочённой, дружной и общительной.
Семинар начался, как обычно, с презентационной Аниной езды под Классическую музыку. Открывал семинар серый красавец лузитано Пао.

Оффлайн Сэйва

Вывели вестфальского жеребца. Красавец-трёхлетка. Его готовили к кёрунгу, поэтому закручивали нос к груди, чтобы якобы наработать шею.
"Люди совершенно не понимают, что делают, закручивая молодых лошадей. - говорит Аня - Ведь молодой лошади очень нужна шея, как раз, чтобы сбалансировать себя."
Молодую лошадь гоняют на корде, снова обращая внимание, что корда никогда не пристёгивается к трензелю, только к кавессону. Классики очень берегут рот лошади, сохраняя его тончайшую чувствительность и проводимость.
Молодую лошадь всегда седлают в манеже, никогда в деннике. Подпругу не затягивают сразу, затягивают постепенно, по мере того, как лошадь шагает.
При работе на корде присутствует три человека, чтобы замкнуть крут и априори не дать лошади возможности научиться плохому поведению. Например, попыткам смотаться. " Чем правильней сделаете сейчас, тем меньше работы будет потом"
Большая ошибка предполагать, что молодая лошадь от ноги сама должна двигаться вперёд, этому лошадь нужно учить. Многие всадники при обучении молодых лошадей ногу используют постоянно, подпихивая на каждый темп, чтобы якобы приучить лошадь к реакции. Это в корне неправильно. Используйте ногу gently, очень деликатно и всего один раз. Если нет реакции, пусть поможет человек с земли. Но ни в коем случае не пихать каждый темп, в дальнейшем будет невозможно приучить лошадь реагировать на тончайшие сигналы. Когда молодая лошадь поднимается в рысь, немедленно отдайте повод. Молодые лошади все на переду, поэтому при остановках следует поднимать руки слегка вверх, чтобы дать лошади понять, что не стоит нырять вниз. После обучения на корде первое, чему учат лошадь классики, - уступке шенкелю, из переступаний по вольту, затем по стене, затем без стены. При обучении важно использовать одну ногу всадника, вторая нога просто приложена к боку.
Никогда не работайте молодую лошадь много вниз и вперёд, это "повесит" её на перед. А от природы лошади все и так на переду. Никогда не пихайте лошадь вперёд и вперёд, не разгоняйте лошадь, it's completely out of balance. Делайте много переходов в как можно более медленном темпе. Много остановок. Осаживания. На молодой лошади делают медленную рысь по вольту, постепенно сокращая вольт. Галоп пока без постановлений, просто свободный галоп. Позвольте лошади найти своё равновесие. После уступки шенкелю начинают обучать плечу внутрь, по чуть-чуть.
О капсюлях и завязанных ртах:
"Contracted mouth = contracted neck = contracted back"
Зажатый рот = зажатая шея = зажатая спина. Лошадь с дискомфортом во рту никогда не будет работать спиной. И наоборот: лошадь с проблемной спиной никогда не будет правильно отжёвывать.

Оффлайн Сэйва

У очень многих лошадей не хватает мышц у основания шеи, это создаёт ошибочное впечатление лёгкости. Всадник считает, что может сгибать голову лошади двумя пальцами, а на самом деле такие лошади совершенно не могут держать голову и просто болтаются на поводу.
Забегая вперёд, скажу, что у классиков отсутствуют понятия "одержка, полуодержка". Также классики считают, что для верховой езды совершенно не нужны накачанные мышцы на руках и голени. Всё должно делаться на равновесии, балансе, спокойствии, медленных растяжках и мотивации.
Высказывания о посадке для меня были, честно говоря, откровением. Потому что закрытые пальцы, руки "стаканчиком", пятка вниз, прямая линия от головы до пятки - всё это по понятиям классической школы неверно и ведёт к закрепощению тела всадника. Но о посадке я детальней напишу позже.
Также хотелось бы отметить, что работа Ани и работа в Португалии тоже кардинально отличаются. Просто разные схемы, на разное делается упор. Моргадо Лузитано чудесно контрастирует с украинскими лошадьми и украинской системой обучения. Но очень уж проигрывает в сравнении с Аней Беран.
Несмотря на то, что Аня - последовательница португальской классической школы, у неё совершенно свой неповторимый стиль. Как женщина она привнесла мягкость, спокойствие, терпение и ту самую красоту и женственность что ли. Как педантичная немка - строгую дисциплину, абсолютную последовательность и безграничное внимание к мелочам.
Аня отмечает, что не все методики её учителя Мануэля Хорхе де Оливейро ей были близки и понятны. Когда её спросили, почему же она так долго оставалась с ним вместе, она ответила: "Мануэль Хорхе очень большой мужчина, он высокого роста, широкий в плечах и довольно тяжёлый. Когда я приехала и села на его лошадей, я не могла понять, как такой огромный и тяжёлый человек делает лошадей настолько лёгкими и чувствительными, что даже моих aids было для них много, а я ведь хрупкая женщина. Мануэль Хорхе выезжает абсолютно разных лошадей, в том числе и очень невысоких. Я захотела научиться тому же." Могу с уверенностью сказать, что Ане Беран это удалось.

Оффлайн Сэйва

Итак, о посадке. Возможно, как раз было бы логично начать именно с этого, потому что посадка для классика - это всё. Это самое важное средство управления.
На лекцию о посадке Аня пригласила одну из ведущих танцовщиц. После лекции нам предложили несколько упражнений в парах на коррекцию посадки. А затем все желающие попробовали посидеть на манекене лошади в выездковом седле и подвергнуться уже коррекции своей посадки со стороны Веры и её коллеги.

Лекцию начала Вера, ученица Ани Беран:
"Если посмотреть на картинки, где рисуют идеальную спортивную посадку, то можно увидеть, что пятка опущена вниз, руки "стаканчиком", спина прямая. Но лично я не считаю такую посадку правильной и полезной для лошади и всадника. Так называемая прямая линия между ногой, спиной и головой приводит к закрепощению спины всадника. Положение рук "стаканчиком" никогда не позволит Вашей руке быть мягкой и тонко работать со ртом лошади. А при опущенной вниз пятке напрягаются мышцы голени. С такой голенью вы никогда не сможете добиться лёгкого посыла. В классике лёгкий посыл - это лёгкое напряжение мышц голени."
Правильной в классике считается посадка, которая не мешает лошади и не закрепощает тело всадника. Ваш позвоночник при верховой езде должен быть ровным, но сохранять S-образный изгиб. Многие слишком отводят назад лопатки, но тогда посадка получается с выгнутой спиной. Классики сидят в седле чётко посередине, и это тоже очень важно. Лошади бесподобно выезжены и реагируют на малейшее смещение равновесия и малейшие незаметные повороты корпуса. Поэтому, когда Вера исправила моё положение тела в седле, я вдруг обнаружила у себя новые мышцы. Сразу включились мышцы спины под лопатками, мышцы верхнего пресса и мышцы на боках, над рёбрами. Лично я раньше никогда этими мышцами при верховой езде не пользовалась. И никто меня этому не учил. Сидеть так было очень необычно и неудобно. Зато никакие больше мышцы не напряжены. Только мышечный корсет вокруг корпуса.
Шенкель у классиков постоянно расслаблен, при необходимых посылах используется лёгкое напряжение голени или нога просто прикладывается чуть плотнее к боку лошади. Стопа параллельно земле, никаких пяток вниз. Бёдрами они не держатся, они ими следуют за лошадью. Поэтому классики фиксируют пресс. Когда зафиксирован пресс, бёдра легко следуют за лошадью.
Если смотреть на посадку сбоку, то нога чуть впереди, не под седалищными костями всадника.
Рука расслаблена, кисть чуть развёрнута вовнутрь. Пальцы не полностью закрыты. Закрытие пальцев на поводе - это для лошадей тоже отдельные команды. Не ездят с поводом, зажатом в кулаке.
Главная вещь, когда сидите на лошади - не мешать ей. Также ни в коем случае нельзя использовать одновременно повод и посыл. Ну, здесь срабатывает основной принцип классики: "Нога без руки, рука без ноги". Ни в коем случае не досылать лошадь каждый темп или шаг. На облегчённой рыси на абсолютно всех лошадях Аня и её ученики ездят, слегка наклонив корпус вперёд. Поскольку лошади выезжаются в основном в реакции на смещение равновесия, то Аня считает, что такое положение тела всадника помогает лошади двигаться вперёд.
Все латеральные движения и делаются лёгким изменением положения тела всадника и смещением веса на стременах.
Важнейшими мышцами для посадки являются мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Но ни в коем случае не мышцы голени и рук.

После того, как мы попробовали "посадить" себя в новое неудобное и некомфортное для нас положение, Аня сказала:
"Было очень важно вам всем увидеть, насколько сложно контролировать своё тело. Насколкьо вам было неудобно и дискомфортно. Так вот у лошадей та же проблема: от природы они не умеют делать разные элементы, надолго собираться, им сложно гнуться и удерживать так своё тело, им тяжело нести всадника, не обладая развитыми мышцами. Представьте себе, насколько глупо и жестоко закручивать лошадь разными дополнительными средствами управления (развязками, скользящими поводьями, гогом и т.д.), пытаясь научить её удерживать тело в таком положении. Насколько глупо загонять лошадиное тело в рамки, которые она физически не способна удержать силой собственных мышц. Лошадь начинает ненавидеть Вас и работу, поскольку ей постоянно неудобно или больно. Почему не готовить лошадь без каких-либо вспомогательных средств, постепенно развивая силу и эластичность её мышц?"
Возвращаясь к посадке. В старину (а может и сейчас так делают в каких-то старых школах) лошадь ставили на пиляры, а новичка-ученика сажали на пиаффе, и несколько уроков проходило так. Чтобы человек мог прочувствовать и найти своё равновесие на лошади, чтобы смог расслабиться и ощутить своё тело.
Когда я общалась с Аней в неформальной остановке уже после семинара, она сказала мне, что, конечно, чтобы научиться такой посадке, чтобы подружиться со своим телом, нужны великолепно выезженные лошади. Это лучшие учителя. Лошади, которые смогут объяснить всаднику, что такое равновесие, что такое расслабленность, что такое баланс.
Начинайте гимнастику на шагу. Аня очень много работает лошадей на шагу. Разминаются лошади сразу на латеральных, на связках на шагу, затем на рыси. Аня считает стандартную работу верхом по прямым по полчаса (20 минут облегчённой рыси, 5 минут галопа) бесполезным занятием, не приносящим пользы ни лошадиной спине, ни дисциплине,  ни всаднику. Более того, она считает, что такая «работа» закрепощает лошадь. Поэтому разминка и работа в целом состоит из разной сложности связок, которые заставляют лошадь гнуться в разной степени и оставаться очень сконцентрированной на работе, потому как задания меняются очень быстро.
«Когда ко мне приезжают спортивные лошади, я использую не больше 20 минут латеральной работы, и лошади становятся мокрыми, потому что они никогда раньше не использовали эти мышцы».
При going by side лошади очень сложно оставаться зажатой. После расслаблений на рыси потихоньку отдают повод, лошадь должна потянуть шею, оставаясь в том же ритме. В таком положении вниз и вперёд дают пробежать несколько минут. Длительная работа вниз и вперёд неполезна, потому как роняет лошадь на перед.
Латеральные движения должны быть очень медленными на шагу. Если делать боковые в быстром темпе, лошадь крепоститься в стуставах. Подвижность суставовов обеспечивается медленными упражнениями, именно поэтому у Ани так много вариаций на эту тему.
Аня утверждает, что очень великий процент спортивных выездковых лошадей не имеют импульса. Их всё время нужно толкать. Проблема в том, что всадники используют слишком много повода, лошадь боится идти вперёд.
Horse is behind the leg is always behind the hand.
Никогда не используйте ногу внезапно, нога должна быть в постоянном лёгком контакте. Постепенно прижимайте ногу, пока не будет у лошади ответной реакции, затем также медленно отпускайте. Никогда не используйте никаких пинков, тычков, резких посылов. Даже единичных.
Теперь немного об иберийских лошадях из Аниного опыта:
«Андалузов никогда не использовали в корридах. Использовали лузитано, арабов, чистокровок, англо-арабов. Лузитано намного более чувствительны, чем андалузы, имеют более правильный и удобный галоп, более маневренны и скоростны. Но андалузы намного легче лузитано в общении, намного больше подходят для обучения. Они терпимы к всаднику, прощают ошибки, имеют удобные аллюры. Лузитано чувствительней, но не любят, когда всадник ошибается.
В испанской корриде лошадям практически не нужен никакой аллюр, кроме галопа. Лошадь должна быть очень манёвренной и быстрой. Цель такой корриды – убить быка и остаться целым самому. Испанцы, как правило, закупал для корриды португальских лузитано. В Португалии напротив, коррида – это шоу, где немаловажную роль играет выездка лошади. Быка там не убивают, а всадники перед началом корриды демонстируют лёгкость и выезженность своих лошадей и своё искусство верховой езды, то есть это мини-шоу с набором элементов высшей школы.
Люди почему-то считают, что испанских лошадей легче тренировать. Это очень ошибочно. На этих лошадях удобно сидеть, т.к. от природы они обладают слабой спиной, и при движении она не движется и не особо работает. У них высокий выход шеи, что также смотрится красиво и зрелищно. Но таких лошадей сложно тренировать. У них нет природных движений, слабая спина. На каждое движение всадника они реагируют также движением своего тела из-за своей слабости. Если андалуза вручить в работу любому олимпийскому всаднику, я не сомневаюсь, что за полгода лошадь будет поломана.»

Возвращаясь к молодым лошадям. На молодую лошадь, помимо кавессона и уздечки одевают кожаное кордео на шею. Делается это для того, чтобы в случае. Елси лошадь испугается или начнёт баловаться, всадник смог придержаться за кордео, а не хвататься за повод. Так как нет ничего хуже, чем хвататься за повод в принципе, и на молодой лошади в особенности. Кордео – для безопасности всадника и для сохранности рта лошади.
Показатель сильной спины лошади – это мобильность и возможность лёгко и быстро поворачивать на рыси и галопе, держать вольты и менять вольты на всех аллюрах. Я выложу видео, там будет это наглядно видно.
Аня считает, что спину лошади невозможно сделать без верховой езды. То есть подготовить лошадь для верховой езды только с земли нереально. Мышцы спины укрепляются, имея нагрузку, сначала совсем небольшую, но со временем увеличиваемую.
Лошадей, которые not straight, имеют проблемы со спиной и закрепощены сначала немного гоняют на корде. С молодой лошадью абсолютно неважно, как она держит шею в первое время. Она может держать шею в сторону или вверх, как ей удобно, потому что ей не хватает силы и мышц, чтобы нести себя и всадника. Шея в данном случае лишь индикатор того, что происходит со всем телом лошади.
Пиаффе – мать пассажа. Пассаж ставится из пиаффе вперёд. From back to forward. Но не наоборот. Сокращать лошадь с пассажа на пиаффе в корне неправильно. Хотя, как говорит Аня, в основном спортивные лошади не имеют пассажа в принципе, то, что демонстрируют на соревнованиях и даже на олимпиаде – это пиаффе с более активным продвижением.
Пиаффе могут делать абсолютно все лошади, вне зависимости от порода и телосложения.
Если всё-таки хотите делать пиаффе из пассажа, а не наоборот, то лошадь должна, как минимум, отлично знать ИШ и очень собранный школьный шаг.
Если всадник не очень опытный, то пассаж лучше начинать по стене, всаднику будет легче держать лошадь прямолинейно своим телом. Также этот способ хорош для неимпульсивных лошадей. Для импульсивных лошадей пассаж лучше начинать с вольта, т.к. горячие лошади лучше удерживают равновесие с постановлением. Также вольт не даст им возможности заводиться и ускоряться.
В подтверждение тому, что высшая школа доступна абсолютно всем лошадям, Аня показала нам тренировку с пегим понём. Это помесь хафлингера и пони. И делал он всё с не меньшей сосредоточенностью  и серьёзностью, чем большие лошади.
Я впервые видела пиаффирующего пони вживую. Также пони на ИШ и ИР.

Оффлайн Сэйва

Липицианы. Аня говорит, что липицианы намного более приближены к современным теплокровным породам, чем иберийцы. У липицианов крепкая спина, они очень долго остаются трудоспособными и очень долго живут. А вот, например, фризы напротив слабые лошади, поэтому на них никогда не стоит делать по 20 минут рыси (как в спортивной работе). Эти лошади быстро утомляются, и для них хороши очень частые переходы.
Латеральная работа помогает лошади открываться и закрываться, делая шаг длиннее. Ещё в этот раз я узнала новый термин и новое упражнение – паса. Это резкий разворот на 180 градусов на контргалопе вдоль стены. Хорошее упражнение на мобильность и управляемость. Я обязательно выложу кусочек видео с ним.
Аня подсказала один из множества способов распознать, какая сторона у лошади зажата. Оказывается галоп с зажатой стороны будет всегда легче. На галопе сторона, в которую лошадь согнута от природа, будет тяжелее.
Аня показывала в виде презентации общение с Оле на кордео. Он делал все те же элементы безо всего. Оле вроде как уже Анина лошадь.
«Кордео – не способ тренировать лошадь. Но, если лошадь хорошо подготовлена, и у вас с ней хорошие отношения, вполне можно и развлечься».
Также мы присутствовали на Анином уроке с несколькими лошадьми и их владельцами.
«Если делаете совмещённый урок для нескольких лошадей, подбирайте лошадей  с одинаковыми проблемами, потому как упражнения, полезные одной лошади, могут вполне навредить другой».
На самом деле это поразительно, насколько легко и чётко Аня подбирает для каждой лошади свой комплекс упражнений и свою индивидуальную работу. Она абсолютно точно видит малейшие проблемы лошади и тут же имеет план, как их разрешить. Это подход не только к телу лошади, но и к лошадиному характеру, учитывая её прошлую жизнь, прошлый опыт и условия содержания. С несколькими лошадьми Аня жертвует прогрессом в занятиях для того, чтобы восстановить их психику. Она пытается раскрыть их индивидуальность, сделать работу для лошади приятной, занимательной и интересной.  Лошади уходят из манежа гордые собой и сделанным. Они очень замотивированы на занятия и вкусностями, и постоянной похвалой. Каждый следующий раз они стараются сделать лучше предыдущего,  этому факту я поражаюсь вот уже второй год.
98% спортивных лошадей и лошадей, что приезжают к Ане, - за поводом. На таких лошадей ни в коем случае нельзя одевать мундштук. «Зачастую люди принимают за лёгкость, если лошадь играет с трензелем и округляет шею. Это wrong lightness».
Behind the aids always means the horse doesn’t work with the back.
Teхники Ани Беран:
Голос, спокойствие, еда, повторения, много времени. Латеральная работа, чтобы расслабить лошади и выпрямить её.
“You must try to give a horse no chance to make a mistake”
Для разогрева и разминки лошади Аня Беран использует движение by side on a circle. Уступка шенкелю по вольту. При любом натяжении лошадью повода – сразу осаживают, медленно и мягко. Чем медленней движения лошади, тем больше она вовлечена в процесс. Большинство спортивных лошадей убегают от ноги. Всадник прижимает ногу, и лошадь стартует или бежит резвой рысью, и всадник счастлив. Не стоит этому радоваться.
«После хорошо выполненного упражнения иногда нужно немедленно слезть с лошади и закончить занятие. Особенно это подходит для очень нервных лошадей».
В один из дней Вера продемонстрировала нам работу на вожжах. На вожжах можно работать только уже очень хорошо подготовленную под седлом лошадь, считает Аня Беран. Также лошадь должна быть небольшой по размеру и желательно, чтобы не била задом 
Аня считает, что double lounge, лонжа Пессоа, вожжи и прочие средства из этой оперы не хороши для подготовки лошади. Очень много людей хотят попробовать новые пути, но совершенно не имеют понятия, как это делать. В итоге, как обычно, страдают лошади.
“We have to do things nice, light and in balance. Even if you don’t do the High School”
Я спросила у Ани о таких элементах, как балансэ, тер-а-тер. Она ответила, что то, что называют балансэ – это чистый цирк и не является высшей школой. Кроме того, это губительно для лошадиной спины. Ставится балансэ очень просто из пиаффе. На пиаффе начинаете раскачивать лошадь из стороны в сторону. Но она советовала так не делать, если дорого лошадиное здоровье.
Что касается тер-а-тера, то это упражнение Аня одобрила, с некоторыми лошадьми она его практикует для укрепления спины. В основном, с лошадьми, которые уже поставлены на леваду.
Для дамского седла лошадь сначала готовят на вожжах, это уже кардинально другая работа.
При исполнении пируэтов на галопе ни в коем случае нельзя переставлять лошадь руками, как это делается в спортивной выездке. Аню её учитель учил делать пируэты вообще без повода, только смещением равновесия. Теперь этому же учит своих учениц и Аня.
«Проблема спорта  в том, что теперь там культивируются совершенно искусственные движения, которые быстро разрушают лошадь. И люди, которые мелькают в топ-списках и выигрывают, абсолютно ничего не собираются менять. То, что в спорте выдают за пиаффе и пассаж, на самом деле этим не являются. Равно, как и прибавленная рысь».
Соревнования по спортивной выездке Аня Беран давно не смотрит. У неё нет ни времени, ни желания. Ещё она говорит, что, смотря на такие вещи, подсознательно всё равно что-то откладывается, и вполне возможно, что непроизвольно во время работы со своей лошадью вы будете повторять то, что видели где-то на соревнованиях.
В последнее время к Ане приезжает всё больше спортсменов из разных стран. Аня говорит, что очень много людей, искренне любящих лошадей, стали бросать спорт, видя тупиковое развитие в том направлении. Люди, работающие на ведущих спортивных конюшнях, стали уходить и предпочитают работать с частниками и невзрачными лошадками  в каких-то деревушках, но больше не видеть жестоких способов тренинга спортивных лошадей.
Аня рассказала, что недавно к ней приехала девушка из Голландии, она работала на крайне закрытой конюшне олимпийской чемпионки. Аня не называет ни имён, ни фамилий, конечно. Так вот девушка эта рассказала, что на этой звёздной конюшне существует отдельная оригинальная должность. Должность человека заключается в том, что после каждой тренировки он вытирает кровь со стен манежа. Так ставят там на пиаффе и пассаж. Когда у меня на такое заявление выпали глаза и челюсть, Аня сказала: «Я не знаю, может, они все врут, но таких историй у меня предостаточно от людей, которые привозят своих лошадей ко мне или просто приезжают на мастер-классы. Спорт очень жесток, причём безосновательно и несправедливо жесток по отношению к лошадям».
Я приехала домой с каким-то знаниями, с каким-то опытом. Очень хочется претворять это в жизнь, я начала по-другому заниматься с  лошадьми. Но проблема моя никуда не делась – мне некому помочь. И теперь, всякий раз пытаясь что-то попросить от лошади, я вспоминаю слова Ани: «Одному так выездить лошадь практически невозможно. Обязательно нужен помощник». Но почему-то никто из тех, кто работает со мной, не хочет ничему учиться. Все уверены, что у них были лучшие и единственно правильные школы и учителя, и что они уже достаточно состоялись профессионально. Спорить ни с кем я больше не хочу. Тем более, что всё равно в глазах спортсменов я остаюсь никем и ничем, даже в глазах тех, кому дала работу у себя на конюшне. Нет, конечно,  если я попрошу нашего тренера мне помочь, она не откажет. И даже будет молча выполнять то, что я скажу. Но выражение лица и глаз никуда не деть, а выражать они будут: «Ну-ну, давай играйся. Чем бы руководство не тешилось…»  Я не хочу так. Когда я только вернулась из Германии, я никому ничего не рассказывала у себя на конюшне, но стали спрашивать сами. Я рассказала, как можно менее эмоционально. Ответом было недоверие в глазах и фразы: «Так не бывает» , «Фигня»,  «Мы работаем также». После этого, честно говоря, у меня пропало всякое желание что-либо рассказывать ещё и что-либо показывать в виде видео и упражнений.
Со своими лошадьми я стараюсь заниматься где-то, чтобы никто не видел. Понимаю, что пока выгляжу с ними тупо и смешно. И, наверное, совершаю какие-то непонятные действа, что укрепляют мой статус «прибахнутого директора», девочки со странностями. Мол, вон люди-то годами учились у знаменитых в Союзе мастеров, а тут какая-то мелкая выскочка…
В общем, мне очень нужен помощник. Лёгкий всадник, без амбиций, готовый вместе со мной и моими лошадьми учиться чему-то новому. Пока я снова занимаюсь с конями только с земли, но даже здесь мне нужна помощь. Верхом езжу в поля на пошагать и сменить обстановку. По состоянию здоровья мне несколько месяцев нельзя много ездить верхом, и это тоже усугубляет положение. Я могу подсаживаться на 2-3 лошадей по 10-15 минут в день. Но мне снова нужен кто-то с земли.
Ане Беран тоже очень сложно найти людей, которым она могла бы и хотела передать  свои знания. Нужны умные, думающие, образованные люди. А таких, к сожалению, очень мало, особенно в конном мире.
Я, наверное, слишком много хочу, как обычно. Но я никогда не могла спокойно смотреть на спортивную выездку, даже когда была махровым чайником, всегда не покидало ощущение дискомфорта, впечатления, что что-то не так, некрасиво, неестественно. Потом, когда стала уже что-то понимать, практически перестала смотреть на спорт вообще. А уж на то, что называют «спортом» и «выездкой» в Одессе – и подавно. С моей точки зрения это просто какое-то уродство, хотя  в других городах я видела не намного лучше. В прошлом году в Германии я впервые вживую увидела то, что приятно моему глазу и близко восприятию: место, людей, лошадей, методики тренинга. После увиденного удовлетвориться тем, что есть, и культивируется у нас, - просто выше моих сил. Я не смогу. Илюди, которые приезжают к Ане, тоже не смогут, совершенно точно. Одна девушка из Англии мне сказала: «Такое счастье, что Аня стала делать эти международные семинары. В своей стране мы белые вороны в конном мире, я приезжаю сюда, чтобы убедиться воочию, что иной путь существует. Это как глоток свежего воздуха».
Да, теперь появились новые цели и мечты – поехать к Ане Беран с двумя своими лошадьми на пару месяцев, попробовать махонькими шагами создавать другую школу здесь, организовывать семинары. Но для всего этого опять же нужны люди, вряд ли я смогу сама. Хотя это всё слишком далеко вперёд, я ведь уже начала сама, а там, может, кто-то стоящий из людей и подтянется.
Я снова приглашала Аню Беран приехать на двухдневный мастер-класс. Поскольку я осталась на 2 дня дольше после окончания семинара, у меня было достаточно времени пообщаться  с Аней в неформальной обстановке. Беран снова обещала приехать, но не в этом году. Её графики, конечно, поражают, они расписаны почти на год вперёд по мероприятиям.
В общем, поживём увидим. Уезжала я в каком-то очень пришибленном, тихом и задумчивом состоянии, попрощалась с девочками-ученицами, прошлась по ферме, пошла прощаться с хозяйкой. Аня Беран пожала мне руку, обещала всяческую помощь, если буду ей писать о проблемах и трудностях с лошадьми, и на прощание сказала: “Don’t loose your Way, Vlada. Don’t loose your Way”…
Знать бы ещё, каков он, этот мой Way…

Оффлайн Сэйва

Это были мои впечатления 2012 года.
В этом году Аня давала намного больше теоретической информации.

Оффлайн Сэйва

По вопросу "вспомогательных" средств вот статья
http://www.horseline.ru/article.php?chapter=article&article=154&page=all

Аня Беран и её ученики никаких вспомогательных средств не используют, тем более на молодых лошадях. Объясняют это тем, что любое вспомогательное средство работает против естественной биомеханики лошади.

Оффлайн Сэйва

            Аня Беран. 2013 год
Сегодня с утра начались занятия. Ура! Я снова у Ани Беран на ферме. Возвращаюсь сюда уже как в какой-то уголок отдохновения.
В этом году Аня изменила структуру семинара. Теперь всё – от простого к сложному. С самого начала, от незаезженной лошади, постепенно к более продвинутому.
Итак, тема сегодняшнего дня –
                  Работа с молодой лошадью.
Сначала была небольшая лекция.
1.   Снаряжение.
Нам не нужно много снаряжения. На многих спортивных конюшнях лошадей запаковывают во множество ремешков. Нужны простые вещи:
- кавессон,
- корда,
- седло (для молодой лошади лучше конкурное или универсалку),
- уздечка и капсюль.
Для молодых лошадей используем капсюль, чтобы немного зафиксировать трензель во рту лошади, пока она не знает, что делать с железом.
- хлыст, бич
- ногавки или бинты на переда. Молодой лошади одеваем защиту на передние ноги, потому как лошади могут баловаться или прыгать в сторону, что может привести к травмам.
Прежде чем начать работу на корде, учим лошадь шагать на корде. Нужны минимум 2 человека, если занятии проходит в крытой бочке (один держит корду, второй держит бич) или 4 человека, если работаем в манеже.
Молодую лошадь никогда не седлаем в деннике.

Всадник должен быть:
- лёгким
- спортивным и гибким
- без страха

Приоритетом  является движение вперёд. Лошади должно нравиться двигаться вперёд. На ногу или на прикосновение хлыста лошадь должна реагировать немедленно. При подъёме в рысь помощник высылает лошадь бичом, а всадник в это время даёт лёгкий посыл ногой. Не давите ногами, если лошадь не ответила с первого раза, никогда не усиливайте давление. Лучше практиковать короткие и лёгкие прикосновения.
Помните о главном принципе – рука без ноги, нога без руки.
Замедление лошади – рука, голос, без ноги
Движение вперёд – нога, голос, прикосновение хлыстом
Молодую лошадь под седлом работают 20 минут 3 раза в неделю, очень мягко и спокойно, никуда не форсируя.
Для поворотов используйте больше веса на внутреннем стремени в сторону поворота, открыв внутреннюю руку, внешней рукой смещайте плечи.
Заездка лошади длится 3 месяца.
 Лошадь от природы находится в горизонтальном балансе. Очень постепенно мы будем сокращать рамку этого равновесия.
После того, как лошадь научилась движению вперёд, сразу начинают обучать боковым и несколько шагов осаживания.
Многие всадники начинают на молодых лошадях тянуть за повод. возьми-отдай. Это неверный способ. Лошадь сама возьмёт повод, никаких "постановок в повод" не требуется.
Основой для темпа и ритма является выпрямление лошади. Как только лошадь сможет идти выпрямленной, она сама станет на темп и пойдёт ритмично.
Делайте много перерывов в работе, движение вниз и вперёд в начале и в конце занятия. Вниз и вперёд имеет смысл делать несколько кругов. Это не то положение, в котором стОит держать лошадь продолжительное время, это уронит лошадь на перед. Вниз и вперёд - это тестовая позиция, чтобы проверить корректность работы.
Вниз и вперёд,  а затем снова короткая работа над мышцами.

Лошадь должна быть контролируема. Контролируема - это когда мы можем контролировать перед и зад лошади. Многие для якобы контроля одевают шпрунт. Использование любых вспомогательных средств управления (шпрунты, развязки, мартингалы. гоги, и т.д.) губительно для лошади, особенно для молодой.
Никогда не затягивайте капсюль, молодая лошадь может играть языком, это нормально, это не проблема. Не одевайте трензель слишком низко, не забывайте, что у молодой лошади меняются зубы, что тоже может отражаться на работе. Трензель не должен быть слишком толстым и не должен касаться клыков. Лучше потом опустить железо чуть пониже.
Если лошадь поднимается в галоп не с той ноги, попробуйте поднять лошадь в галоп в момент, когда она идёт с обратным постановлением, когда нос смотрит наружу. Это более естественно для лошади.
Шаг по вольту - самый сложный аллюр для молодой лошади с точки зрения баланса. На рыси и галопе ей проще сбалансироваться.
Не тяните и не подтягивайте лошадь в середину круга после остановки, это смещает равновесие. Учите лошадь останавливаться на линии вольта и подходите  к ней сами. Лошадь будет более внимательна.
Занятия длятся 20-30 минут. Работа на медленных, спокойных аллюрах. Очень много работы на шагу. Почему важна работа именно на шагу? Лошадь лучше концентрируется, есть время для суставов хорошо сгибаться, всадник может более точно подавать команды.
Все лошади работают в очень лёгком контакте.
Вопрос о том, нужно ли молодую лошадь учить брать повод. Для меня этот вопрос был особенно актуален, потому как я столкнулась с противоречиями между своей работой и работой спортивной. Ответ Ани Беран - нет, молодую лошадь не нужно учить брать повод стандартным для спорта способом - переводя этот повод или используя "железную" руку, т.е. позволяя лошади на повод натыкаться. В самом начале работы лошадь работают в очень лёгком контакте, их поводом не трогают практически вообще, обозначая только повороты и остановки. Лошади бегут, свободно двигая шеей в разные стороны, поднимая голову. Аня говорит, что это нормально, потому как с помощью свободной шеи и головы лошадь ищет своё равновесие. Как только немного укрепятся мышцы спины, лошадь сама будет искать контакта с поводом. Происходить это будет само собой и постепенно, по мере прогресса в работе и в физическом развитии лошади. Лошадь начинает искать повод и контакт на боковых движения. Также на боковых лошадь начинает отжёвывать, поскольку начинает расслабляться и работать спиной.
Работа в руках хороша для многих лошадей. Но в основном она подходит лошадям "холодным" и очень спокойным. Есть лошади, которые при работе в руках начинают всё тащить в рот: руки, перчатки, повод, хлыст. Такие лошади очень невнимательны и не сконцентрированы. С такими лошадьми Аня предпочитает работать сразу со всадником сверху.
Аня снова и снова возвращалась к вопросу о капсюлях и затянутых ртах. Ещё раз подчёркивала, что с завязанным ртом лошадь будет всегда закрепощена в спине и шее, что такая лошадь никогда не будет хорошо двигаться и работать спиной. Все проблемы, которые спортсмены маскируют затянутыми капсюлями (перекидывание языка, открывание рта, высовывание языка и т.д.) - это проблемы верхней части лошади, т.е. спины.

Оффлайн Сэйва

Следующим был молодой андалуз Ширазоль, 4 года. От природы эта лошадь абсолютно на переду. Тяжёлая голова, тяжёлая шея. Любит шарашить вперёд. опускает голову вниз и бежит без остановок. С этой лошадью использовали совершенно иной способ работы - поднятая голова, чуть поднятые руки, лошадь постоянно замедляют. Шаг на длинном поводу, как можно медленней. Для лошадей с тяжёлыми и мощными шеями Аня использует глубокие сгибания шеи на шагу,  а также подъёмы в спокойную рысь по вольту с таким же сгибание шеи. Всё это делается очень мягко и медленно, как в йоге.
Для лошадей с тяжёлым передом очень хорошим и полезным будет такое упражнение, как испанский шаг.
Дальше был ганноверский жеребец Роял Болеро, линии Рубинштайна. Шикарная лошадь, опять же пострадавшая от спортсменов и бестолкового тренинга. Полное отсутствие движений, и лошадь при движении как бы замирает. Лошадь настолько зажата, что неправильно дышит. Дыхание очень напряжённое из-за зажатости брюшных мышц, что свойственно многим спортивным лошадям.
Многие всадники добиваются широкого шага, пихая лошадь ногами и поясницей вперёд и вперёд. В результате лошади закрепощаются в спине и шагают, как верблюды. Лошадям с зажатой спиной тяжело даются переходы в галоп. Таких лошадей Аня рысит и рысит до тех пор. Пока лошадь сама не «упадёт» в галоп.
Немного возвращаясь к капсюлям. Сегодня было прямо отступление на эту тему. На видео я его записала, постараюсь вкратце воспроизвести здесь в словах.
Итак. НИКОГДА НЕ ЗАТЯГИВАЙТЕ КАПСЮЛЬ!!! В ремешок капсюля должно проходить МИНИМУМ два пальца. У Аниных лошадей проходит гораздо больше, чему я выложу фото подтверждения.
Большинство спортивных лошадей работают с туго затянутыми капсюлями. Зафиксируйте свою голову в одном положении и попробуйте сами крепко сжать зубы и не иметь возможности открывать рот. Вы почувствуете, что буквально через несколько секунд у вас закрепостится шея и спина. Через минуту вы не сможете думать ни о чём другом, кроме как о дискомфорте во рту, спине и шее. Как следствие затянутого капсюля у лошади будет закрепощена спина. Лошадь с завязанным ртом НИКОГДА не расслабит спину. И наоборот - лошадь с проблемной спиной никогда не будет хорошо и правильно отжёвывать. Все проблемы, которые спортсмены пытаются замаскировать различного вида капсюлями и соплями (перекидывание языка, высовывание языка, сопротивление железу), на самом деле надо искать в спине у лошади. Лошадь при работе ДОЛЖНА ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НОРМАЛЬНО ОТКРЫВАТЬ РОТ!

Оффлайн Сэйва

Боковые движения.

Почему боковые движения? Для чего они?
- мобилизировать лошадь
- освободить и расслабить лошадь
- поставить лошадь на средства управления
- выпрямить лошадь
- сбалансировать лошадь
И всё это приводит в сбору.
Виды боковых движений:
- уступка шенкелю
- переступания
- плечом вперёд
- плечом внутрь
- контрплечо
- траверс
- ранверс
- принимание
 Боковые движения помогают расслабить лошадь и это автоматически приводит к тому, что лошадь начинает отвечать на средства управления. Со временем лошадь немедленно должна реагировать на малейшее смещение веса всадника.
Постановка лошади в равновесие приводит в итоге к сбору. Но!
Многие современные спортивные тренера считают, что для сбора достаточно пересадить лошадь на зад, т.е. сместить своё равновесие в седле назад и поднять руками лошади перед.  Это большое заблуждение! У лошади есть ещё и длинная линия. Которая проходит через всю лошадь, и от природы лошадь может быть искривлена относительно этой линии.
Баланс – это одинаковый вес на переду и заду, т.е. равномерное распределение веса на все 4 ноги лошади. Следовательно баланс будет постепенно приходить во время выпрямления лошади. Именно для этих целей и служат боковые движения. Для каждой лошади связки боковых подбираются ИНДИВИДУАЛЬНО. Нет никакой системы, нет никаких кнопок или стандартов. С каждой лошадью работают именно и только с её проблемами, подбирая связки, которые помогут лошади физически развиться, выпрямиться и уравновеситься, прийти в гармонию со своим телом.
Естественно, основой всего является посадка всадника. Без ровной, расслабленной и непринуждённой посадки невозможно работать с лошадью.
Лучшей разминкой также являются боковые движения. Лошадь прекрасно разогревается на связках боковых, одновременно растягивая нужные мышцы и концентрируясь на работе.
"Нет смысла разминать лошадь, как это принято во многих местах - 10 минут шага, 20 минут облегчённой рыси по прямой или по вольтам. Это отупляет лошадь, делает её зажатой, роняет её на перед и делает невосприимчивой к средствам управления."

Упражнения, которые являются результатом латеральных движений:
пиаффе, пассаж, пируэты, менки ног.

"В современном спорте происходит очень печальная и ужасная вещь - утеряна подготовка лошади к элементам. В программе соревнований есть пиаффе. Если люди хотят видеть пиаффе, то они просто берут хлыст или бич и пинают лошадь, пытаясь этот элемент получить. И никого уже не волнует, что то, что сейчас является элементами высшей школы (пассаж, пиаффе, пируэты, менки), на самом деле упражнения для развития определённых групп мышц, которые требуют глубокой и длительной подготовки.
Например, многие спортивные лошади делают пируэт с задними ногами на месте. Это смотрится зрелищно, но совершенно неправильно. Потому что в таком случае не гнутся суставы задних ног, что приводит также к зажатостям в спине и в задних ногах. И к травмам в последствие."

Боковые движения также являются хорошим решением для лошадей, который тугие на рот, которые высовывают или перекидывают язык. На боковых движениях включается спина, и лошадь начинает отжёвывать. А отжёвывать лошадь может только с открытым ртом.
Связки боковых - основа всего. Это база для того, чтобы сделать лошадь внимательной, чувствительной, мобильной, сбалансированной.
Повторюсь, что связки боковых для каждой лошади подбираются индивидуально, в зависимости от конкретных проблем каждой лошади.
Снова повторюсь по своим прошлым отчётам, классики работают только на боковых. Это связки боковых, перетекающие из одой в другую.
Лошади нереально сконцентрированные, лёгкие, сбалансированные. Смотреть на всё это - просто отдохновение для глаз.

Оффлайн Сэйва

Пиаффе.

Пиаффе – это грациозное и гордое движение лошади на месте, при котором копыта поднимаются и опускаются, как на рыси, но без продвижения вперёд.
При исполнении этого упражнения лошадь должна быть горда собой.
Пиаффе – абсолютно естественное для лошади движение, которое имеет большое гимнастическое значение.
Пиаффе:
- передние ноги движутся ровно
- шея высоко подняла относительно туловища лошади
- затылок – высшая точка
- лошадь находится в балансе, несёт себя сама и не нуждается в поддержке поводом
- лошадь прямая, шаги диагональны и симметричны
- передние и задние ноги хорошо связаны, работают как единая система
- лошадь собрана, не зажата
- шаги энергичны и легки, без усилий и без видимых воздействий на лошадь со стороны всадника
- хвост движется не напряжённо
- в зависимости от стадии подготовки, лошадь движется на месте с минимальным продвижением вперёд
- всадник кажется кентавром. Он сидит ровно, с позитивным напряжением верхней части туловища, но нога и рука просто следуют силе тяжести, т.е. ничего не делают. Рука спокойна, нога не ёрзает туда-сюда по бокам лошади
- лошадь отжёвывает в очень лёгком контакте
Ошибки на пиаффе:
- подпрыгивающий круп. Лошадь тянет вниз
- лошадь скрещивает передние ноги
- шаги неравномерные
- лошадь пиаффирует в позе V. (очень подводит под корпус передние и задние ноги)
- лошадь ступает широко назад или в сторону
- пиаффирует без возможности её остановить
- за поводом
Диагональные шаги возможны только, когда лошадь выпрямлена.
Тестом для пиаффе служит, когда всадник отдаёт повод и убирает ногу, и лошадь остаётся в том же положении абсолютного сбора. Т.е. без всяких средств воздействия на неё. Но не исключайте из внимания посадку.
При хорошо подготовленном пиаффе люди видят лошадь, которая хочет продемонстрировать, показать себя. На пиаффе не должно быть видно каких-либо посылов и действий всадника.
Если без повода и ноги лошадь сохраняет пиаффе, значит она, действительно, собрана. То, что мы видим сейчас – это зажимание лошади между ногой и поводом. В таком случае нога всегда будет сильнее руки. Потому что, если использовать руку, то всегда должна ещё сильнее работать нога. В таком случае, если убрать хотя бы одно из средств воздействия, то пиаффе развалится.
На пиаффе повод должен быть очень лёгким, потому что это упражнение, которое лошадь должна делать за счёт собственного равновесия.  Эта фраза должна быть очень важна для современных спортсменов, потому что эти слова были написаны много лет назад. Но современные всадники не слушают. То, что они демонстрируют сейчас – очень короткая шея лошади, шпора каждый темп, язык лошади в руках всадника – это не что иное, как лошадь behind the aids. Лошадей шпорят и шпорят, а они не двигаются.  Это означает, что лошадь не реагирует на ногу, значит она behind the leg. Эти лошади  behind the aids, но в полном жёстком контакте. Однако Аня это контактом не считает.

Для чего нужно пиаффе?
- помогает лошади двигаться в равновесии
- активизирует и развивает мышцы спины и задних ног
- способствует отжёвыванию

Пиаффе является подготовительной ступенью для  пассажа и всех элементов над землёй.
Пиаффе улучшает такие движения как: прибавленная рысь, менки на галопе, а также придаёт экспрессию собранной рыси.
      На пиаффе лошадь ставят только после разнообразной работы над боковыми и никак иначе. Только боковые движения помогают лошади обрести равновесие, баланс и подготовиться к сбору.

Оффлайн Сэйва

Испанский Шаг.

Самый распространённый вопрос по испанскому шагу – классическое упражнение это или нет? Ответ очень прост – нужно подумать, является ли этот элемент естественным для лошади. Конечно, является. Когда на свободе лошадь полна энергии вы можете видеть, как она шагает или бежит рысью, высоко поднимая передние ноги. Также, когда встречаются два жеребца, они демонстрируют своё превосходство друг другу также высоко топая передом. Следовательно, движение ИШ является естественным и, конечно, классическим. В классике это прекрасное гимнастическое упражнение. Помогает убрать вес с передних ног, обрести лёгкость переда на прибавках, даёт больше свободы работе плеча, повышает координацию, способствует сбалансированности.
На ИШ лошадь должна уметь очень хорошо балансировать, т.к. при высоком подъёме передней ноги, также поднимается и диагональная задняя нога. На испанской рыси лошади легче, чем на шаг, т.к. здесь ещё есть скорость. ИШ делает лошадь очень внимательной к командам всадника. При правильном обучении ИШ просят сначалаодну ногу, потом другую, затем делают польку, затем уже сам ИШ. Но в любой момент всадник может из ИШ перевести обратно как в польку, так и в единичные подъёмы ног с одной стороны.
ИШ также очень хорошее упражнение для зажатых лошадей с очень короткими шагами.

- жамбет. Упражнение, когда лошадь удерживает ровную переднюю ногу в воздухе длительное время, без продвижения вперёд. Это упражнение исключительно для обучения балансу. Прошу обратить внимание, ничего здесь лошадь себе не накачивает и не «подкачивает», как я услышала на одном из украинских «семинаров». Также на жамбете лошадь не должна дёргать ногой вниз-вверх, это большая ошибка.
- школьный шаг
- полька
- Испанской Шаг  = шаг для марша (военный шаг)
- Испанская Рысь. Растянутый пассаж или прибавленный пассаж.
- галоп на 3х ногах
- пируэт на 3х ногах
Спортсмены смеются над испанским шагом, называя его цирком. Это очень забавно. Менки в темп придумал циркач, а современный спорт включил это в свою программу соревнований. ИШ является отличным естественным гимнастическим упражнением, сохранившемся только в цирке. И спортсмены над этим цирком смеются. Действительно, странно и очень забавно.

Из испанского шага можно развить  испанскую рысь.

Испанская Рысь.

Не является естественным движением лошади и не несёт никакой гимнастической ценности для лошади. Используется только для шоу. Но, если вы будете тренировать лошадь очень аккуратно и корректно, то вреда лошади не нанесёте.
Испанская рысь характеризуется сломанными диагоналями. Т.е. мы просим от передней ноги такой высоты и экспрессии, что для задней ноги является невозможным следовать в таком же ритме. Если бы задними ногами лошадь бежала с такой же экспрессией, она бы пинала себя в живот.
Движение неклассическое. Его можно делать, но очень дозировано, с хорошо подготовленной лошадиной спиной. И никакой гимнастики оно не несёт. Напротив, требует  от лошади силы и подготовки.
В старину и в современном цирке испанскую рысь называют растянутым пассажем или прибавленным пассажем.
Из ИР можно сделать галоп и пируэт на 3х ногах. Эти движения исключительно цирковые. Также не несущие никакой гимнастической нагрузки, но в старину такие мастера как Филлис и Боше делали эти элементы.
Аня Беран тоже практиковала  галоп на 3х, но этот элемент ей не нравится, она считает, что он не очень красиво выглядит, как будто лошадь прихрамывает.
Пируэт на 3х ногах тоже чисто цирковая штука. Это не пируэт на галопе, а когда лошадь с вытянутой одной передней ногой прокручивается вокруг второй передней ноги. Аня также практиковала это, но сейчас перестала. Во время исполнения пируэта на 3х ногах идёт очень большая нагрузка на стоящую на земле переднюю ногу.
Основные характеристики правильного испанского шага:
- шея спокойная
- лошадь ступает от зада и не скребётся передними ногами
- подъём обеих передних ног одинаков
- лошадь не шатается и не перекрещивает ноги
- иш не должен быть громким, т.е. лошадь не должна громко топать
- положение головы и шеи ни слишком глубокое, ни слишком низкое.

Чтобы начинать обучение ИШ, лошадь должна быть выпрямлена. Нельзя начинать ИШ, если лошадь зажата или кривая на одну из сторон. Аня отдельно объясняла, что делать с искривлённой лошадью, и как воздействовать средствами управления.
ИШ – это не цирк. Здесь мы имеем лошадь очень выпрямленную, и очень чуткую к средствам управления. О том, что делать всаднику на ИШ, как сидеть. Что делать пальцами и ногой, также было отдельное объяснение.

Оффлайн Сэйва

Пассаж.

Естественное движение. Высокое гимнастическое значение. Как и пиаффе, даёт силу лошадиной спине, накачивает мышцы спины.
Только естественная и непринуждённая посадка смотрится привлекательно на пассаже. Не тыкать шпорами, не дёргать руками. Рука и нога очень спокойны. Всадник расслаблен и просто следует движениям лошади.
Кстати, повторюсь, посыл в пиаффе – напряжение мышц пресса. Продвижение в пассаж – пресс и лёгкое напряжение мышц голени.
То, что мы наблюдаем в современном спорте, пассажем не является. Слишком много руки, шпоры каждый темп, лошади зажаты и несбалансированны. Скорее это можно назвать пиаффе вперёд. Но также со множеством ошибок.
Как должен выглядеть пассаж:
- передние ноги прямые, шея высоко поднята, основание шеи широкое и сильное
- затылок – высшая точка
- лошадь  в равновесии, несёт себя сама и не нуждается в поддержке повода
- очень лёгкий контакт. Лошадь хорошо отжёвывает.
Если лошадь не отжёвывает, значит зажата спина.

Если лошадь хорошо сбалансирована, она может без труда пассажировать 20 минут.
На самом деле у Ани в манеже мы увидели много отличного и очень длительного пиаффе в очень-очень лёгком контакте. Лошади пиаффировали минимум по 5 минут. Временами Аня полностью вообще отдавала повод, чтобы показать, что лошади остаются в той же рамке. С пассажем тоже самое – очень лёгкий контакт. Настолько лёгкий, что в спорте однозначно бы сказали, что лошадь бежит без повода.

- хвост движется спокойно
- диагонали работают симметрично
- хорошая связь между передними и задними ногами, лошадь смотрится гармонично
- дыхание спокойное и ровное

Движение на пассаже должно быть как на волне – сначала вверх, затем всадника медленно катит вперёд, а затем вниз.
Пассаж ставят из пиаффе вперёд.  Движение на пассаже должно быть от зада, естественно.
В наше время вы спорте лошадь тренируют совершенно наоборот: сначала делают по диагонали прибавленную рысь (которой лошадь должна обучаться уже после пассажа), затем в конце поводом сокращают эту рысь, сильно дожимают ногой. В результате лошадь хочет идти вперёд (с прибавки-то), но рука всадника не позволяет. Энергия лошади должна куда-то деваться, поэтому лошадь поднимает ноги и подвисает в воздухе. Создаётся такое вот неестественное движение, вверх-вниз. Нет волнообразного продвижения вперёд, что является обязательным для пассажа. И, конечно, после прибавленной рыси спина лошади блокируется, импульс не идёт от задних ног. Лошади тяжело дышат.
То есть в пассаже важно видеть: вверх-вперёд-вниз.
98% спортивных лошадей не делают пассаж, делают пиаффе вперёд.
Для чего нужен пассаж:
- помогает лошади двигаться в равновесии
- активизирует и развивает мышцы спины и крупа
- лошадь несёт себя
- лучше отжёвывает
Пассаж является подготовкой для:
- прибавленной рыси или прибавленного пассажа
Улучшает:
- галоп, собранный галоп, иногда помогает улучшить пиаффе.
Лошадь не стоит обучать пассажу, если она:
- behind the aids
- постоянно выбрасывает вперёд передние ноги (играет в футбол)
- не отработаны идеально переступания по вольту
- лошадь не знает пиаффе

Оффлайн Сэйва

Прибавленная рысь.

Неклассическое и неестественное для лошади движение.
Ставят из пассажа и только, когда лошадь уже отлично умеет пиаффировать и пассажировать. И когда её спина этими упражнениями подготовлена к тому, чтобы отдавать силу на прибавках.
На прибавленной рыси Аня и её ученики никогда не сидят в седле. Только облегчённая рысь. Прибавки - это, действительно, серьёзная работа для лошадиной спины. Лошади очень сложно открывать рамку спины, если всадник сидит в седле.
Прибавленная рысь:
- передние ноги выпрямлены
- затылок - высшая точка
- лошадь удлиняется по своей продольной линии
- диагонали не сломаны
- лошадь несёт себя сама и не пытается лечь в повод. Никакого веса на поводу.
- лёгкий контакт
- работа переда и зада скоординирована
- дыхание спокойное и ровное
- хвост движется спокойно
- лошадь движется в гармонии
- лёгкие прибавки и сокращения
- симметрия диагональных пар ног
- лёгкость лошади и отсутствие усилий со стороны всадника

На соревнованиях часто можно видеть, как лошади на прибавках задирают ноги вверх. Это огромная ошибка. При такой "работе" переда спина полностью блокируется. Основной характеристикой прибавки должно быть движение вперёд, как и на пассаже.
То, что мы видим на соревнованиях, - это плохая испанская рысь. Плохая - потому что на испанской рыси, помимо вверх, также должно быть активное движение вперёд. испанская рысь - потому что у многих спортивных лошадей на прибавках сломаны диагонали. им делают настолько короткие шеи, что лошадь физически не может продвигаться вперёд правильно. Не говоря уже о том, какой вред это наносит лошадиной спине.