Украинская верховая > Селекция и спорт

Классическая выездка. Истинное искусство верховой езды.

(1/8) > >>

Сэйва:
Создаю эту  тему по просьбе хозяйки форума. Татьяны.
Сразу хочу предупредить. Ни с кем ни о чём спорить я не собираюсь и не буду. Цель этой темы - показать альтернативу спортивной подготовки лошади, дать понять людям, что есть иные пути.
Я пока просто выложу свои отчёты о посещении Ани Беран, Мастера классической выездки, последовательницы Португальской Классической Школы. К Ане я езжу третий год на международные семинары по классике. и. честно говоря, мне хочется возвращаться снова и снова, потому что лучшего всадника, тренера и учителя я в своей жизни пока не встречала.
Я буду делиться информацией. Если у кого-то возникнут вопросы, спрашивайте. С удовольствием отвечу.

Сэйва:
              Аня Беран 2012.
Я вернулась. Два дня спала и приходила в себя, теперь вроде могу писАть. Я, действительно, снова overloaded with the information, но в этот раз всё-таки гораздо лучше, чем в прошлом году.
В прошлом году я сидела с открытым ртом, выпавшими глазами и взрывом мозга. У меня не было ни времени, ни сил, ни желания с кем-либо знакомиться. Я только смотрела, смотрела и смотрела. Прошлый раз лишь на 4-й день семинара я стала понимать, что происходит на манеже и зачем это делается, стала видеть отличия и принципиальные разницы в работе лошадей.
В этот раз я смотрела на происходящее уже без щенячьего восторга, вполне здравомысляще, с восхищением и большим уважением. Но с первых минут начала семинара мне удалось начать учиться и поглощать всё-таки знания, а не мироощущение, что так вообще бывает. В этом году я познакомилась со множеством интересных и думающих людей из разных стран. Было 33 человека. В прошлом году было 24 человека. Думаю, в следующем году народу тоже прибавится. В основном приезжают коневладельцы, ищущие других путей со своими лошадьми, коневладельцы, уставшие от спорта, жестокости и вечной тревоги за своих любимцев.

Отчёты мои теперь не будут столь эмоциональны, также не обещаю писать прямо обо всём очень подробно, как я стремилась сделать в прошлом году. Муссирование моего дневника и в частности Ани Беран на проконях и в других местах мне было крайне неприятно.
Я исписала две тетради и сняла 10 часов видео. Это практически весь семинар. Также есть записи с прошлого семинара, 17 дисков, оформленные в виде обучающего пособия. И к весне будет 18 дисков с этого семинара, также в виде обучающего пособия. Стоимость записей семинара 2011 г - 230 евро, записей семинара 2012 г - 300 евро. Это сделали другие участники семинара. Также в октябре выходит новый диск Ани Беран, а весной - её новая книга.

В этом году нам было представлено 35 лошадей для демонстрации. Аня очень подробно рассказывала и показывала работу с молодой лошадью, обучение латеральным, пошагово - пиаффе, пассаж, менку ног, пируэты, ИШ и ИР, леваду. Всё это есть на видео. Также нам предоставили возможность пообщаться с голландским лошадиным физиотерапевтом и поприсутствовать на массаже. В последний день была краткая лекция "Поговорим о посадке". Идеал посадки классиков принципиально отличается от идеальной спортивной посадки, об этом я напишу отдельно.

Наверное, в некоторых вещах я буду повторяться с прошлого года, что-то будет новым. Уверена, что спортсмены и люди, приближённые туда, прочитав это, будут снова крутить пальцем у виска, пожимать плечами и утверждать, что они все работают точно также. Но своим глазам, мозгам и ощущениям я доверяю гораздо больше, чем чьим-либо утверждениям. Да и всё равно мне теперь, кто и что будет говорить. Доказывать ничего никому не собираюсь. Будут вопросы, спрашивайте. Постараюсь ответить в меру знаний.

Итак, Германия обдала меня прохладой и дождями. После знойной Одессы это было приятное и нужное разнообразие. Перелёты в ту сторону я перенесла более-менее нормально, по крайней мере, больше не плакала и не пела песни в самолёте (я очень боюсь летать). В Мюнхенском аэропорту меня встретили Наташа consigliori и Инес Вендлер, немка, с которой мы забронировали квартиру заблаговременно до семинара. Потом мы нашли Татьяну из Киева. С Наташей я попрощалась до среды, а с Инес, её парнем Олли и Татьяной мы упаковались в зелёный опель и тронулись в путь, в Кроттенхил, где нам предстояло обитать следующие 6,5 дней. Благодаря Инес, с проживанием мне очень повезло, во-первых вышло совсем недорого, а во-вторых, домик находился в 10 минутах пешком от фермы Ани Беран.
Семинар начался утром на следующий день. Шесть человек из всей приехавшей толпы оказались мне знакомыми по прошлому году. Вообще мы все быстро перезнакомились, в этот раз группа была очень сплочённой, дружной и общительной.
Семинар начался, как обычно, с презентационной Аниной езды под Классическую музыку. Открывал семинар серый красавец лузитано Пао.

Сэйва:
Вывели вестфальского жеребца. Красавец-трёхлетка. Его готовили к кёрунгу, поэтому закручивали нос к груди, чтобы якобы наработать шею.
"Люди совершенно не понимают, что делают, закручивая молодых лошадей. - говорит Аня - Ведь молодой лошади очень нужна шея, как раз, чтобы сбалансировать себя."
Молодую лошадь гоняют на корде, снова обращая внимание, что корда никогда не пристёгивается к трензелю, только к кавессону. Классики очень берегут рот лошади, сохраняя его тончайшую чувствительность и проводимость.
Молодую лошадь всегда седлают в манеже, никогда в деннике. Подпругу не затягивают сразу, затягивают постепенно, по мере того, как лошадь шагает.
При работе на корде присутствует три человека, чтобы замкнуть крут и априори не дать лошади возможности научиться плохому поведению. Например, попыткам смотаться. " Чем правильней сделаете сейчас, тем меньше работы будет потом"
Большая ошибка предполагать, что молодая лошадь от ноги сама должна двигаться вперёд, этому лошадь нужно учить. Многие всадники при обучении молодых лошадей ногу используют постоянно, подпихивая на каждый темп, чтобы якобы приучить лошадь к реакции. Это в корне неправильно. Используйте ногу gently, очень деликатно и всего один раз. Если нет реакции, пусть поможет человек с земли. Но ни в коем случае не пихать каждый темп, в дальнейшем будет невозможно приучить лошадь реагировать на тончайшие сигналы. Когда молодая лошадь поднимается в рысь, немедленно отдайте повод. Молодые лошади все на переду, поэтому при остановках следует поднимать руки слегка вверх, чтобы дать лошади понять, что не стоит нырять вниз. После обучения на корде первое, чему учат лошадь классики, - уступке шенкелю, из переступаний по вольту, затем по стене, затем без стены. При обучении важно использовать одну ногу всадника, вторая нога просто приложена к боку.
Никогда не работайте молодую лошадь много вниз и вперёд, это "повесит" её на перед. А от природы лошади все и так на переду. Никогда не пихайте лошадь вперёд и вперёд, не разгоняйте лошадь, it's completely out of balance. Делайте много переходов в как можно более медленном темпе. Много остановок. Осаживания. На молодой лошади делают медленную рысь по вольту, постепенно сокращая вольт. Галоп пока без постановлений, просто свободный галоп. Позвольте лошади найти своё равновесие. После уступки шенкелю начинают обучать плечу внутрь, по чуть-чуть.
О капсюлях и завязанных ртах:
"Contracted mouth = contracted neck = contracted back"
Зажатый рот = зажатая шея = зажатая спина. Лошадь с дискомфортом во рту никогда не будет работать спиной. И наоборот: лошадь с проблемной спиной никогда не будет правильно отжёвывать.

Сэйва:
У очень многих лошадей не хватает мышц у основания шеи, это создаёт ошибочное впечатление лёгкости. Всадник считает, что может сгибать голову лошади двумя пальцами, а на самом деле такие лошади совершенно не могут держать голову и просто болтаются на поводу.
Забегая вперёд, скажу, что у классиков отсутствуют понятия "одержка, полуодержка". Также классики считают, что для верховой езды совершенно не нужны накачанные мышцы на руках и голени. Всё должно делаться на равновесии, балансе, спокойствии, медленных растяжках и мотивации.
Высказывания о посадке для меня были, честно говоря, откровением. Потому что закрытые пальцы, руки "стаканчиком", пятка вниз, прямая линия от головы до пятки - всё это по понятиям классической школы неверно и ведёт к закрепощению тела всадника. Но о посадке я детальней напишу позже.
Также хотелось бы отметить, что работа Ани и работа в Португалии тоже кардинально отличаются. Просто разные схемы, на разное делается упор. Моргадо Лузитано чудесно контрастирует с украинскими лошадьми и украинской системой обучения. Но очень уж проигрывает в сравнении с Аней Беран.
Несмотря на то, что Аня - последовательница португальской классической школы, у неё совершенно свой неповторимый стиль. Как женщина она привнесла мягкость, спокойствие, терпение и ту самую красоту и женственность что ли. Как педантичная немка - строгую дисциплину, абсолютную последовательность и безграничное внимание к мелочам.
Аня отмечает, что не все методики её учителя Мануэля Хорхе де Оливейро ей были близки и понятны. Когда её спросили, почему же она так долго оставалась с ним вместе, она ответила: "Мануэль Хорхе очень большой мужчина, он высокого роста, широкий в плечах и довольно тяжёлый. Когда я приехала и села на его лошадей, я не могла понять, как такой огромный и тяжёлый человек делает лошадей настолько лёгкими и чувствительными, что даже моих aids было для них много, а я ведь хрупкая женщина. Мануэль Хорхе выезжает абсолютно разных лошадей, в том числе и очень невысоких. Я захотела научиться тому же." Могу с уверенностью сказать, что Ане Беран это удалось.

Сэйва:
Итак, о посадке. Возможно, как раз было бы логично начать именно с этого, потому что посадка для классика - это всё. Это самое важное средство управления.
На лекцию о посадке Аня пригласила одну из ведущих танцовщиц. После лекции нам предложили несколько упражнений в парах на коррекцию посадки. А затем все желающие попробовали посидеть на манекене лошади в выездковом седле и подвергнуться уже коррекции своей посадки со стороны Веры и её коллеги.

Лекцию начала Вера, ученица Ани Беран:
"Если посмотреть на картинки, где рисуют идеальную спортивную посадку, то можно увидеть, что пятка опущена вниз, руки "стаканчиком", спина прямая. Но лично я не считаю такую посадку правильной и полезной для лошади и всадника. Так называемая прямая линия между ногой, спиной и головой приводит к закрепощению спины всадника. Положение рук "стаканчиком" никогда не позволит Вашей руке быть мягкой и тонко работать со ртом лошади. А при опущенной вниз пятке напрягаются мышцы голени. С такой голенью вы никогда не сможете добиться лёгкого посыла. В классике лёгкий посыл - это лёгкое напряжение мышц голени."
Правильной в классике считается посадка, которая не мешает лошади и не закрепощает тело всадника. Ваш позвоночник при верховой езде должен быть ровным, но сохранять S-образный изгиб. Многие слишком отводят назад лопатки, но тогда посадка получается с выгнутой спиной. Классики сидят в седле чётко посередине, и это тоже очень важно. Лошади бесподобно выезжены и реагируют на малейшее смещение равновесия и малейшие незаметные повороты корпуса. Поэтому, когда Вера исправила моё положение тела в седле, я вдруг обнаружила у себя новые мышцы. Сразу включились мышцы спины под лопатками, мышцы верхнего пресса и мышцы на боках, над рёбрами. Лично я раньше никогда этими мышцами при верховой езде не пользовалась. И никто меня этому не учил. Сидеть так было очень необычно и неудобно. Зато никакие больше мышцы не напряжены. Только мышечный корсет вокруг корпуса.
Шенкель у классиков постоянно расслаблен, при необходимых посылах используется лёгкое напряжение голени или нога просто прикладывается чуть плотнее к боку лошади. Стопа параллельно земле, никаких пяток вниз. Бёдрами они не держатся, они ими следуют за лошадью. Поэтому классики фиксируют пресс. Когда зафиксирован пресс, бёдра легко следуют за лошадью.
Если смотреть на посадку сбоку, то нога чуть впереди, не под седалищными костями всадника.
Рука расслаблена, кисть чуть развёрнута вовнутрь. Пальцы не полностью закрыты. Закрытие пальцев на поводе - это для лошадей тоже отдельные команды. Не ездят с поводом, зажатом в кулаке.
Главная вещь, когда сидите на лошади - не мешать ей. Также ни в коем случае нельзя использовать одновременно повод и посыл. Ну, здесь срабатывает основной принцип классики: "Нога без руки, рука без ноги". Ни в коем случае не досылать лошадь каждый темп или шаг. На облегчённой рыси на абсолютно всех лошадях Аня и её ученики ездят, слегка наклонив корпус вперёд. Поскольку лошади выезжаются в основном в реакции на смещение равновесия, то Аня считает, что такое положение тела всадника помогает лошади двигаться вперёд.
Все латеральные движения и делаются лёгким изменением положения тела всадника и смещением веса на стременах.
Важнейшими мышцами для посадки являются мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Но ни в коем случае не мышцы голени и рук.

После того, как мы попробовали "посадить" себя в новое неудобное и некомфортное для нас положение, Аня сказала:
"Было очень важно вам всем увидеть, насколько сложно контролировать своё тело. Насколкьо вам было неудобно и дискомфортно. Так вот у лошадей та же проблема: от природы они не умеют делать разные элементы, надолго собираться, им сложно гнуться и удерживать так своё тело, им тяжело нести всадника, не обладая развитыми мышцами. Представьте себе, насколько глупо и жестоко закручивать лошадь разными дополнительными средствами управления (развязками, скользящими поводьями, гогом и т.д.), пытаясь научить её удерживать тело в таком положении. Насколько глупо загонять лошадиное тело в рамки, которые она физически не способна удержать силой собственных мышц. Лошадь начинает ненавидеть Вас и работу, поскольку ей постоянно неудобно или больно. Почему не готовить лошадь без каких-либо вспомогательных средств, постепенно развивая силу и эластичность её мышц?"
Возвращаясь к посадке. В старину (а может и сейчас так делают в каких-то старых школах) лошадь ставили на пиляры, а новичка-ученика сажали на пиаффе, и несколько уроков проходило так. Чтобы человек мог прочувствовать и найти своё равновесие на лошади, чтобы смог расслабиться и ощутить своё тело.
Когда я общалась с Аней в неформальной остановке уже после семинара, она сказала мне, что, конечно, чтобы научиться такой посадке, чтобы подружиться со своим телом, нужны великолепно выезженные лошади. Это лучшие учителя. Лошади, которые смогут объяснить всаднику, что такое равновесие, что такое расслабленность, что такое баланс.
Начинайте гимнастику на шагу. Аня очень много работает лошадей на шагу. Разминаются лошади сразу на латеральных, на связках на шагу, затем на рыси. Аня считает стандартную работу верхом по прямым по полчаса (20 минут облегчённой рыси, 5 минут галопа) бесполезным занятием, не приносящим пользы ни лошадиной спине, ни дисциплине,  ни всаднику. Более того, она считает, что такая «работа» закрепощает лошадь. Поэтому разминка и работа в целом состоит из разной сложности связок, которые заставляют лошадь гнуться в разной степени и оставаться очень сконцентрированной на работе, потому как задания меняются очень быстро.
«Когда ко мне приезжают спортивные лошади, я использую не больше 20 минут латеральной работы, и лошади становятся мокрыми, потому что они никогда раньше не использовали эти мышцы».
При going by side лошади очень сложно оставаться зажатой. После расслаблений на рыси потихоньку отдают повод, лошадь должна потянуть шею, оставаясь в том же ритме. В таком положении вниз и вперёд дают пробежать несколько минут. Длительная работа вниз и вперёд неполезна, потому как роняет лошадь на перед.
Латеральные движения должны быть очень медленными на шагу. Если делать боковые в быстром темпе, лошадь крепоститься в стуставах. Подвижность суставовов обеспечивается медленными упражнениями, именно поэтому у Ани так много вариаций на эту тему.
Аня утверждает, что очень великий процент спортивных выездковых лошадей не имеют импульса. Их всё время нужно толкать. Проблема в том, что всадники используют слишком много повода, лошадь боится идти вперёд.
Horse is behind the leg is always behind the hand.
Никогда не используйте ногу внезапно, нога должна быть в постоянном лёгком контакте. Постепенно прижимайте ногу, пока не будет у лошади ответной реакции, затем также медленно отпускайте. Никогда не используйте никаких пинков, тычков, резких посылов. Даже единичных.
Теперь немного об иберийских лошадях из Аниного опыта:
«Андалузов никогда не использовали в корридах. Использовали лузитано, арабов, чистокровок, англо-арабов. Лузитано намного более чувствительны, чем андалузы, имеют более правильный и удобный галоп, более маневренны и скоростны. Но андалузы намного легче лузитано в общении, намного больше подходят для обучения. Они терпимы к всаднику, прощают ошибки, имеют удобные аллюры. Лузитано чувствительней, но не любят, когда всадник ошибается.
В испанской корриде лошадям практически не нужен никакой аллюр, кроме галопа. Лошадь должна быть очень манёвренной и быстрой. Цель такой корриды – убить быка и остаться целым самому. Испанцы, как правило, закупал для корриды португальских лузитано. В Португалии напротив, коррида – это шоу, где немаловажную роль играет выездка лошади. Быка там не убивают, а всадники перед началом корриды демонстируют лёгкость и выезженность своих лошадей и своё искусство верховой езды, то есть это мини-шоу с набором элементов высшей школы.
Люди почему-то считают, что испанских лошадей легче тренировать. Это очень ошибочно. На этих лошадях удобно сидеть, т.к. от природы они обладают слабой спиной, и при движении она не движется и не особо работает. У них высокий выход шеи, что также смотрится красиво и зрелищно. Но таких лошадей сложно тренировать. У них нет природных движений, слабая спина. На каждое движение всадника они реагируют также движением своего тела из-за своей слабости. Если андалуза вручить в работу любому олимпийскому всаднику, я не сомневаюсь, что за полгода лошадь будет поломана.»

Возвращаясь к молодым лошадям. На молодую лошадь, помимо кавессона и уздечки одевают кожаное кордео на шею. Делается это для того, чтобы в случае. Елси лошадь испугается или начнёт баловаться, всадник смог придержаться за кордео, а не хвататься за повод. Так как нет ничего хуже, чем хвататься за повод в принципе, и на молодой лошади в особенности. Кордео – для безопасности всадника и для сохранности рта лошади.
Показатель сильной спины лошади – это мобильность и возможность лёгко и быстро поворачивать на рыси и галопе, держать вольты и менять вольты на всех аллюрах. Я выложу видео, там будет это наглядно видно.
Аня считает, что спину лошади невозможно сделать без верховой езды. То есть подготовить лошадь для верховой езды только с земли нереально. Мышцы спины укрепляются, имея нагрузку, сначала совсем небольшую, но со временем увеличиваемую.
Лошадей, которые not straight, имеют проблемы со спиной и закрепощены сначала немного гоняют на корде. С молодой лошадью абсолютно неважно, как она держит шею в первое время. Она может держать шею в сторону или вверх, как ей удобно, потому что ей не хватает силы и мышц, чтобы нести себя и всадника. Шея в данном случае лишь индикатор того, что происходит со всем телом лошади.
Пиаффе – мать пассажа. Пассаж ставится из пиаффе вперёд. From back to forward. Но не наоборот. Сокращать лошадь с пассажа на пиаффе в корне неправильно. Хотя, как говорит Аня, в основном спортивные лошади не имеют пассажа в принципе, то, что демонстрируют на соревнованиях и даже на олимпиаде – это пиаффе с более активным продвижением.
Пиаффе могут делать абсолютно все лошади, вне зависимости от порода и телосложения.
Если всё-таки хотите делать пиаффе из пассажа, а не наоборот, то лошадь должна, как минимум, отлично знать ИШ и очень собранный школьный шаг.
Если всадник не очень опытный, то пассаж лучше начинать по стене, всаднику будет легче держать лошадь прямолинейно своим телом. Также этот способ хорош для неимпульсивных лошадей. Для импульсивных лошадей пассаж лучше начинать с вольта, т.к. горячие лошади лучше удерживают равновесие с постановлением. Также вольт не даст им возможности заводиться и ускоряться.
В подтверждение тому, что высшая школа доступна абсолютно всем лошадям, Аня показала нам тренировку с пегим понём. Это помесь хафлингера и пони. И делал он всё с не меньшей сосредоточенностью  и серьёзностью, чем большие лошади.
Я впервые видела пиаффирующего пони вживую. Также пони на ИШ и ИР.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии